Etymology вики
Advertisement

Росомаха

Image001-0.jpg

Росомаха (лат. Gulo gulo) - это хищное млекопитающее, которое относится к семейству куньих, являясь единственным представителем рода Gulo (лат. «обжора»). Не случайно его называют обжорой, скунсовым или чертовым медведем. По словам польского историка XVI века Матвея Меховского (Maciej Miechowita), в Литве и Московии в те времена водилось «прожорливое и бесполезное животное, не встречающееся в других местах, по имени росомаха. Величиной оно с собаку, с кошачьей мордой, телом и хвостом похожа на лисицу, черного цвета…». Росомаха  зимой на снегу.

 Действительно, росомаха представляет собой довольно крупное животное (до 1 м), которое внешне похоже на куницу, барсука и медведя, при этом, по мнению саамов - жителей Кольского полуострова от медведя оно унаследовало густую шерсть и повадки, а короткое тело и лапы - от барсука. В свою очередь, в связи с внешним сходством с медведем, коренные народы Скандинавии, согласно поверью, считали, что росомаха - это детеныши бурой медведицы, которые раз в какое-то время не вырастают до полных размеров, оставаясь маленькими.

Ворс у росомахи зимой пушистый и лохматый. В это время года, несмотря на грубость, он удивительно густой и длинный, тогда как летний мех намного короче. Зимний мех росомахи, при всей своей жестковатости и, соответственно, тяжеловесности, удивительно красив, обладая своеобразным блеском - можно даже сказать сверканием. Цветовой диапазон варьирует от черного до темно-бурого оттенка. К тому же, по бокам - от основания хвоста по направлению к затылку животного - тянется в виде шлеи широкая светло-серая полоса. Цветовой диапазон варьирует от черного до темно-бурого оттенка. К тому же, по бокам - от основания хвоста по направлению к затылку животного - тянется в виде шлеи широкая светло-серая полоса. По своей прочности мех росомахи можно сопоставить с мехом речной выдры, при этом он обладает удивительной особенностью, не свойственной другим мехам: благодаря плотному жесткому подшерстку, меховой покров росомах в зимнее время не покрывается инеем, даже в самые студеные морозы (ворсинки у меха росомахи настолько плотные и гладкие, что кристаллы льда не могут за них зацепиться и опадают). Помимо этого, плотное прилегание ворсинок друг к другу обеспечивает и его водонепроницаемость, поэтому в непогоду изделие, выполненное из меха росомахи, достаточно встряхнуть, и оно снова станет сухим. В связи с этим мех росомахи широко используется при пошиве шапок, а его высокая износостойкость (100 баллов) позволяет шить из этого вида меха унты. Шапки из росомахи просто незаменимы во время поездки на снегоходе, а также для промысловиков и профессиональных охотников, ассоциируясь сегодня с образом храброго и смелого таежника.

Image002-0.jpg

Росомаха ведёт одиночный образ жизни, в отличии от большинства куньих она постоянно кочует по своим огромным владениям и не имеет постоянного жилья. Основным принципом при выборе места обитания служит присутствие на участке копытных животных, которые зимой составляют основу её рациона питания. Не смотря на свои небольшие размеры, росомаха может убить крупного северного оленя, молодого бычка и даже лося. Но чаще всего её жертвами становятся больные, старые и ослабленные животные, т.е. своего рода санитар леса. Росомаха очень сильный и выносливый хищник, а благодаря тому, что она практически не проваливается в снег зимой, в отличии от её жертвы, преследует свою более крупную жертву до тех пор, пока у той не заканчиваются силы и настигнув выдохшееся от бега по сугробам оленя или лося перегрызает ему шею.

В далеком прошлом мех росомахи употребляли для отделки королевских мантий - как символ власти и могущества, став непременным атрибутом завоевателей северных просторов. В наше время его уже применяют не только для отделки верхней одежды, но также и для изготовления специальной одежды для работающих и служащих в суровых климатических условиях, при очень низкой температуре (до -30 градусов). В свое время, в годы Второй мировой войны его использовали для пошива комбинезонов полярных летчиков, а сегодня полярники, пограничники и летчики на Аляске, в Канаде и Норвегии с удовольствием носят куртки с капюшонами, которые оторочены пушистым и теплым мехом росомахи. Не случайно коренные народы Севера ценят мех росомахи выше соболиного. К тому же, росомаха относится к животным, которых невозможно разводить в неволе, в связи с чем этот вид меха никогда не станет массовым, сохраняя свою эксклюзивность и необычность, что, собственно, и обеспечило существенное повышение спроса на него в наши дни. Мех росомахи относится к мехам, которые пользуются популярностью не только у женщин, но и у мужчин, тем более, что в последнее время натуральный мех вновь занял достойное место на подиумах всего мира, став необходимым предметом современного гардероба. Помимо этого, в тренде вновь естественный окрас и необычность меха, что, в целом, и объясняет возросший интерес к меховым изделиям из меха росомахи. В последние годы наблюдается заметное увеличение ассортимента изделий, выполненных из шкурок росомахи, предназначенных для сильной половины общества, которые по своей изощренности начинают даже перегонять женский модельный ряд, выходя на лидирующие позиции.

Теперь об этимологии  названия..

Происхождение названия животного считается загадочным.

Масса версий.

Image003-0.jpg
Image004-0.jpg

росомаха росома́ха животное "Gulо borealis", укр. росома́ха, чеш., польск. rosomak. Зап.-слав. слова могут быть заимств. из русск., как и наверняка коми rе̮ssе̮mаk "росомаха" (Вихман–Уотила 223). Лат. rosomacus, которое часто считают источником, не засвидетельствовано в ср.-лат. текстах и явно представляет собой нов.-лат. новообразование научного языка на основе зап.-слав. форм. По мнению Рясянена (ZfslPh 20, 450), из фин. *rosso-maha, аналогично rosso-suoli "толстая кишка" (Лённрот), от maha "живот, брюхо", suoli "кишка". Более затруднительно фонетически возведение к манси tolmaχ "вор, росомаха", ю.-ханты totmaχ, вост.-ханты i̯аlmаkΏ "разбойник", сев.-ханты totmaχ, lalmaχ "росомаха" (Кипарский, ZfslPh 20, 359 и след.). Нельзя производить начало слова росоI(маха) от и.-е. названия медведя, ср. др.-инд. ṛ́kṣas, авест. аrǝšа-, арм. arǰ, греч. ἄρκτος, лат. ursus, др.-ирл. art, вопреки Соболевскому ("Slavia" 5, 449). Нельзя также сближать с др.-исл. rosmhvalr "морж", норв. rossmål (см. о соответствиях Хольтß хаузен, Awn. Wb. 232; Маркварт, UJb. 4, 327), которые сближаются с д.-в.-н. rosamo "краснота". •• [Росомаха могло произойти путем табуистической метатезы из *соромаха от слав. *sоrmаха, родственного нем. Hermelin "горностай", лит. šarmuõ, šermuõ – то же (см. Трубачев, ВСЯ, 3, 1958, стр. 120 и сл.), что, возм., подтверждается наличием укр. диал. сорома́ха (черкасск.) "росомаха"; см. КСИС, 28, 1959, стр. 89. – Т.] Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973

У Фасмера в борьбе за истину получилась не этимология,  а голый перебор, основанный на  предыдущих высказываниях, с бору по сосенке, катит не катит с его точки зрения, без вопроса почему, и отсутствием обоснования собственного мнения, поскольку слово может—только предположение.  То есть, как частенько принято у трудяги Фасмера—темное слово.  В данном случае всего лишь опущена эта фраза. Вопрос не решен и даже попытка решения на уровне детского сада.

Особенно впечатляет выдуманное от фонаря: По мнению Рясянена (ZfslPh 20, 450), из фин. *rosso-maha, аналогично rosso-suoli "толстая кишка" (Лённрот), от maha "живот, брюхо", suoli "кишка".

Посмотрим  в большой финско-русский словарь, слова  rosso там вообще нет. 

А вот болтнуть несколько «обидное» (с финской точки зрения того времени 1917-1944 гг., а может и не только) для русских, вполне в духе человека, жившего в бывшем княжестве Финляндском. Вот и получается русский желудок и русская кишка. А мы этого и не скрываем, пожрать горазды.  Но к росомахе лишь косвенно.  Потому как  в финском языке имеется аж три названия росомахи.

А может этимология финского maha от росомахи или сибирских говоров?

Вот и рассмотрим для начала сам финский.

Ahma эх ма...

Osma

Kamppi

Наряду с  Osma  с этим корнем  рогоз-камыш- osmankäämi  и все, причем

Käämi- катушка,  а первая часть слова перевода не имеет, зато  есть редчайшее по – зализняковской терминологии совпадение.  Осман.

Что кончик рогоза на катушку похож, сомнений не вызывает, так же как и не  несомненна связь käämi  с остатком от слова камыш. Не произнести в латыни букву Ш никак, можно и не произносить. А еще у катушки и второе название  kela.  То есть käämi—заимствовано с искажением.

У камыша есть и второе наименование -  kaisla.  Еще одно «совпадение», ну как тут не проверить идейку.  Вот и проверям, нам во всех СМИ талдычат, что ошибочно называть рогоз  камышом, дескать камыш это осока, но это дело совсем другой науки под названием классификация растений, насилуют.

И надо ж какое выискалось, оказывается рогоз  - корм, его силосуют, а козы прямо на корню объедают.  Вот от козла и второе название поимели.

Начинаем строить веточки дерева.  Не из тюркского, естественно, из обще принятого  индоевропейского, а как же.  А там  ман-человек.  Пущай академик Зализняк повозражает. Думается, что слабо. Да и от бывшей Османской империи далековато.

Осталось  ОС.  Вроде не пристегнуть никак. Но это только так кажется.

Фасмер, как и все озабоченные наукой, а не знанием, столбят по верхам, анализ им в лом. Проще народ подурачить не качеством, а количеством.

А мы тут и вспомним про медведя, про то,  что в других языках, и про то, что росомаха  на него похожа, как внешним видом, так и повадками.

А также не забудем про замечательный синоним медведя—слово неси, по не менее «случайному совпадению» присутствующим во всех практически Европейских и не только языках.

Медведь (на коми — oš, ош)  присовокупим сюда ошкуйников, ошкуй - Белый медведь.  Ошкуйники-разбойники.

Уже первого « совпадения» из близкого языка достаточно, чтоб понять про заимствование в финском, а не наоборот.

Osa—медведица в галисийском(испания Испанский – oso, ), вот куда дошло. Отдельная тема.

В турецком  из  taşımak-неси обнаруживаем  совпадение части  слова

со словом тащи, и еще одно совпадение, упомянутое  в статье Фасмера:

вост.-ханты i̯аlmаkΏ "разбойник", сев.-ханты totmaχ, lalmaχ "росомаха" (Кипарский, ZfslPh 20, 359 и след.),  второй части слова.

не менее интересен перевод слова неси в таджикском- гузаронидани—само просится разбить его по корням—получаем три знакомых слова  гузар они дани  - опять  треклятое (для  академика Зализняка) совпадение

гусар-хазар  à они дань.

И в таком духе практически в каждом языке.

В болгарском  медведица- мечката, в македонском- таа мечка.

мечк — сущ., кол во синонимов: 1 • медведь (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …

Словарь синонимов

А как правило для медведя—слов нет, одни синонимы.

Особенно это табу на медведя практикуется в живом словаре ГУГЛ.

Так на то и перекрестные проверки.

Вот для росомахи совсем не случайно  нашлось в гугле  --Совпадение—МИЧИГАН.

Какое-интересное J

Медведь и хан.

НЕсмешно для общепринятой истории.

Они, ее создатели на западе, не знают про совпадения  и наивно полагают, что можно писать вот такое:

Название МИЧИГАН является французской формой слова оджибве mishigamaa — «большое озеро»

 тут же вспоминаем, что медведь у нас миша и большой...

И вот такое:

Оджибве (AnishinabemowinAnishinaabemowinᐊᓂᔑᓈᐯᒧᐎᓐ) — вторая по распространенности группа индейских языков Канады (после кри) и третья —Северной Америки (после навахо и кри).

Что расшифровывется Практически русско-укранской мовой до буквы Anishinabemowin —они же на бе(р)(медвежьей) мове.

На отшибе- Оджибве.

В общем процент растет в пользу Фоменко с Носовским.

Полную табличку таких совпадений,  только по тройке слов:  медведь медведица, неси  перекрестно  проверенных на словарях, трудновато составить, но составил.  Пишите письма, распространяются такие таблички только проверенным личностям.

Продолжим с Росомахой.  Вообще то слово это  имеет западнославянскую поднаготную, где мех имели из страны производителя.

Хороший русский мех.

оттуда и росо маха.

Advertisement