Etymology вики
Advertisement

Доблесть

доблесть до́блесть до́блий, "храбрый, доблестный", ст.-слав. добл̂ь ἀνδρεῖος, γενναῖος (Супр.), словен. dóbǝlj, ж. dóblja "способный, годный". Связано с до́ба, до́брый; см. Бернекер 1, 205; Траутман, BSW 43; Преобр. 1, 187. Вероятно, следует отделять от дебе́лый; см. М. – Э. 1, 428; Эндзелин, ИОРЯС 15, 1, 215. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973

ДОБЛЕСТЬ
высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие, саможертва и пр. Один всеми доблестьми не овладеет. Доблестный, доблий, доблественный, крепкий в добре, сильный и твердый в высоких добродетелях, доблестях. Доблественик, мужественный сподвижник добродетели. Добльствовать (доблествовать), доблестно подвизаться. Добледушие ср. свойство доблестного, человека доблестной души. Доблемудренный, доблемудрый, соединяющий доблесть с мудростью. Доблемысленный, доблестно мыслящий.

Даль.

дубль не оттуда ли?

допел, допил. лесть....дупло рядом....сдоба

скорее исходное дуб-дерево, отличающееся крепостью, плотностью древесины, ее стойкостью к гниению и весом+лесть, оказание почестей. дерево-богатырь

синонимы: храбрость, геройство, бесстрашие, смелость, героизм, неустрашимость, храбрость, мужество, отвага, дерзость. а еще сила духа и физическая сила-без которых никак.

англ. doughtiness--этот самый дух в корне dough и содержит в виде теста-которое духом и подымается и валом прет через край. вал и корне англ.valor, valour, valiancy, valiance, а подъем через ассоциацию с русским хером вставшим, и жест-рука, на сгибе в локте другой руки-heroism--герой и героизм-в виде возврата. ну, а вес есть в качестве корня в англ. prowess.

так что дебелый и по смыслу частично тоже подходит, Фасмер запамятовал, что писал.

Advertisement